Известно, что в истории человечества пороки и недостатки характера, которые были выражены у всех в разной степени, существовали всегда — в иудаизме и христианстве они носят название «смертных грехов», в индуизме их называют ловушками «майи», психиатры относят их к психопатиям и акцентуациям, а педагоги — к дефектам или недостаткам воспитания. Однако многие не знают, что все они заложены как «задачи» в программе человеческой жизни, т.е. имеют кармическое происхождение и являются врожденными. Отсюда и произошел религиозный термин «первородный грех».
К таким врожденным духовным порокам могут добавляться и приобретенные недостатки, связанные, например, с перенесенными болезнями, внутриутробной и перинатальной (при родах) патологией, травмами, неблагоприятной средой обитания, а также с т.н. профессиональной деформацией, которая связана с работой в правоохранительных органах и структурах власти, либо возрастными изменениями (старческая деменция, болезнь Пика и Альцгеймера).
В индуистской религии именно духовные пороки людей истолковываются как ловушки «майи», где «майя» — это иллюзорный мир, где форма, пространство и время являются изменчивыми величинами, что и создает то многообразие общественных строев, политических систем, культур и национальностей, в которое попадает человек с рождения и вынужден приспосабливаться к существующим в этой среде нормам и стереотипам. С возрастом он становиться как бы частью этого общества или страны и перенимает все национальные и культурные обычаи того народа, в котором он вырос и живет. Поговорка: «С волками жить — по-волчьи выть» — как раз про это.
Например, при первобытном строе, где каннибализм (поедание своих сородичей) считалось нормой, но в цивилизованном обществе это воспринимается как страшный пережиток прошлого, хотя реликтовые случаи встречаются и в наше время — в некоторых племенах дикарей на островах Океании, в джунглях Амазонки или в уголовной среде — например, как Николай Джумагалиев, Александр Спесивцев, Алексей Суклетин и многие другие, большинство из которых, к большому недоумению и удивлению, были признаны вменяемыми!
Другой пример того, что «майя» является иллюзией и люди могут попасть в ее ловушку:
Во времена социализма люди свято верили в то, что являются строителями Коммунизма и что 80-годы являются завершающим этапом последней стадии развитого социализма (как преподавали в институтах на кафедре Научного коммунизма). И многие сознательные граждане страны в это верили, поверили и в начавшуюся перестройку. Потом уже в 90-е объявили это время «застоем», коммунистическая идеология вместе с КПСС рухнула и ей на смену пришла другая идеология: «Хочешь жить — умей вертеться», а человек перестал быть «товарищем, другом и братом», как то предписывал «Моральный кодекс строителя Коммунизма». Многие люди и особенно те, кто большую часть жизни прожили при социалистическом строе, так и не смогли принять эту «новую» идеологию потребительства, поэтому либо уехали за границу, либо продолжали влачить жалкое существование на небольшую пенсию.
Еще один пример — ностальгия. Когда человек, находясь на чужбине, тоскует по своей малой Родине и стремиться туда вернуться, хотя бы даже и ненадолго. Но, как известно, «в одну реку дважды войти нельзя…» Не хотелось бы утверждать, что это негативное чувство, но все же это чувство — тоже одна из разновидностей ловушек «майи», потому что человек все же страдает, испытывая тоску по своей малой Родине… Но вернувшись в свое прошлое, он вдруг замечает, что от того прошлого, куда он так стремился попасть, не осталось и следа! Все поменялось — другая обстановка, люди, которые его не знают или не узнают, все кажется чужим и незнакомым…. В конце концов приходит понимание, что это светлое чувство было всего лишь иллюзией, созданной его воображением, и которую он так долго лелеял. А также и то прошлое в его памяти, которое, к сожалению, уже не вернуть никогда. Как сказал известный сатирик С. Янковский: «Ностальгия, это когда хочется вернуться, а некуда».
Кто знает, может быть птицы, возвращаясь весной обратно в родные края, тоже испытывают такое же чувство? Только у них это называется инстинктом, а у людей — ностальгией или пафосным словом «патриотизм». Интересно, не так ли? Кстати говоря, даже материнский и отцовский инстинкт тоже может являться своего рода ловушкой «майи», когда родители до самой глубокой старости переживают за своих детей, которые уже сами находятся в преклонном возрасте, а некоторые проявляют к своим родителям равнодушие либо даже просто наплевательское отношение. Но родители, продолжая считать их своими детьми и «кровинушками», продолжают страдать и дальше, вплоть до самой смерти. Такими я запомнил своих бабушку и мать. К сожалению, такой развитый материнский инстинкт встречается далеко не у всех женщин.
С точки зрения иудаизма перечень духовных пороков был дан еще пророком Моисеем в виде 10 заповедей или скрижалей Завета, которые были им получены после его 40-дневного пребывания и усердных ежедневных молитв на горе Синай в Аравийском полуострове. И которые являются одним из главных столпов не только иудаизма, но еще христианства и ислама, возникших намного позже, а именно 2000 лет и 1400 лет назад соответственно.
В июне 2005 года на эту гору довелось подниматься и мне в составе туристической группы во время поездки в Египет. Гора считается местом силы и по легенде тому, кто сможет подняться до вершины и встретить рассвет, прощаются все грехи. Много было японцев и китайцев, некоторые взяли с собой даже грудных детей. К моему большому удивлению, ни один ребенок не заплакал. Подниматься пришлось ночью при свете карманных фонариков по горным каменистым тропам. Некоторые паломники для подъема использовали верблюдов, которых за 50 долларов предлагали бедуины, но последние 700 метров из-за крутого подъема можно было пройти только пешком. Весь подъем занял около 3-х часов, протяженность пути — 7км. Рассвет наступает уникально — как будто в темноте неожиданно включается лампочка. У подножия горы расположен один из старейших православных монастырей мира — Святой Екатерины, — на территории которого находится древняя христианская реликвия Неопалимая Купина. Синодальный перевод Библии называет ее так терновый куст, из которого Бог говорил с Моисеем.
В дальнейшем для более точного и понятного определения грехи и духовные пороки будут называться «зацепками» — по терминологии известного парапсихолога С.Н. Лазарева, т.к. являются своеобразной формой чрезмерной зависимости от существующих в нашей жизни ценностей. Подтверждение тому — выражение Иисуса Христа:
«Говорю вам истинную правду: всякий, кто совершает грех, — раб греха». То есть, совершающий кражу материальных ценностей — есть раб этих ценностей, совершающий блуд — есть раб этого блуда, творящий себе кумира — есть раб этого кумира и т.д.
В христианской религии описание грехов, а также способы избавления от них описаны в Евангелии, в беседах И. Христа со своими учениками, а также в его Нагорной проповеди.
В Коране, священной книге мусульман, также описаны 47 распространенных человеческих грехов, а также полное их описание и избавление от них в хадисах Пророка Мухаммада в книге «Сады праведных».
Откуда же берутся у людей духовные пороки и недостатки, которые церковные служители называют грехами?
Правда ли то, что эти пороки и недостатки являются причиной наших болезней, страданий и преждевременной смерти?
Правда ли, что существует первородный грех, то есть грех изначально является первопричиной появления человека на свет, или же все это выдумки богословов?
Если это так, то почему обычному человеку бывает трудно, а то и невозможно избавиться от грехов?
И, наконец, можно ли, избавившись от грехов, заодно избавиться от болезней, страданий и стать здоровым и счастливым человеком?
Все эти вопросы задавал себе в жизни, пожалуй, каждый из нас, особенно по мере взросления…И не зря, наверное, ближе к старости многие люди становятся верующими, несмотря на то, что многие жили в эпоху социализма с его «воинствующим атеизмом». Подробно об этом будет в следующих главах.
Многие еще со школы знают, что по теории Ч. Дарвина человек разумный (Homo sapiens) в процессе свой эволюции произошел от человекообразной обезьяны, т.е. от животного.
Сравнительно недавно появившаяся наука генетика отрицает эту гипотезу, хотя сам Ч. Дарвин впоследствии тоже отказался от своей теории. И в настоящее время единая доказанная теория происхождения человека также отсутствует.
Единственное, чем отличается человек от животного, это разум. Например, организм обезьян по своему строению во многом схож с человеческим. Успешные пересадки донорских органов свиньи, например сердца, человеку уже давно практикуются в трансплантологии, а пересадки половых органов молодых шимпанзе для омоложения старых людей практиковали и в Советском Союзе, например в 50-х годах в Грузии.
По выражению древнегреческого философа Аристотеля: «Человек — это социальное животное». Т.е. в отличие от наших «меньших братьев», человек разумный существует в социуме, поэтому и чувств, в т. ч. и негативных, испытывает больше.
Но любому живому существу, для того чтобы выжить, необходим определенный уровень агрессии. Или, иначе говоря, просто съедят! Для представителей животного мира она необходима, как минимум, для того, чтобы обороняться от врагов, добывать себе пищу или завоевать в конкурентной борьбе самку для продолжения рода.
Человеку такой уровень агрессии тоже необходим, иначе тоже съедят, только в фигуральном смысле!
В отличие от животных, у которых агрессия проявляется открыто, человек живет в обществе, где существуют определенные нормы поведения и социальные запреты, поэтому агрессия у него часто принимает завуалированные формы.
И в зависимости от силы «зацепки» и типа темперамента эмоционально и ментально проявляются либо в форме открытой агрессии — гнева, высокомерия (гордыни), ревности, осуждения, злобной критики, сплетен, презрения (насмехательства),
либо в форме скрытой агрессии — недовольства, сожаления, обиды, зависти, неприязни, чувства вины (стыда). При этом:
Открытая агрессия чаще проявляется у экстравертов(холерики и сангвиники), а скрытая агрессия чаще проявляется у интровертов (флегматики и меланхолики).
Суть этой агрессии – ненависть к себе, к другим, либо к определенным ситуациям, подпитываемая различными видами страха (всего психологи выделяют более 50 видов), в основе которых лежат биологические инстинкты, определяющие поведение не только животных, но также и человека.
Но поскольку человек обладает разумом, интеллектом и волевыми качествами, то у него добавляются еще и социальные инстинктыили, если хотите, инстинктивное поведение. Более того человек, в отличие от животных, может управлять своими инстинктами, хотя это проявляется не у всех и зависит от уровня ума и волевых качеств. Например, у олигофренов (людей с задержкой умственного развития) биологические инстинкты проявляются более ярко, а социальные часто бывают недоразвиты, поэтому и страхов у них всегда бывает больше, чем у здоровых людей. Также часто страхи встречаются у людей с астеническим типом телосложения. Иногда страхи у таких людей перерастают в фобии, серьезно затрудняющие им жизнь.
Болезни, среда обитания, возраст и неблагоприятные жизненные обстоятельства играют при этом лишь роль пускового механизма (триггера), которые включают страх и являются отягчающими факторами.
На самом деле страхи начинают преследовать человека с самого раннего возраста и могут сопровождать до самой смерти. Существует великое множество страхов, как и их видов. Они могут быть врожденными или биологическими, как например, страх смерти, страх за потомство, страх боли, высоты, глубины, темноты, пожара, животных, насекомых и т.д., которые встречаются у животных.
У человека могут добавляться еще и социальные страхи, связанные с его существованием в обществе. Это — страх одиночества, страх бедности, страх людей, врачей, страх болезней, прививок, лекарств, крови, страх противоположного пола, большой аудитории, открытых или закрытых пространств, страх быть непризнанным, страх неудачи, критики, осуждения, унижения, позора, потери авторитета, уважения, работы, власти и т.д. Как видите, этот перечень длинный, но еще далеко не полный.
У детей могут быть страхи перед чудовищами и другими детскими страшилками, а в более зрелом возрасте — страх родителей, школы, экзаменов, страх забеременеть и прочее.
Кстати говоря, ни в одной классификации страхов почему-то нет СТРАХА ПЕРЕД БОГОМ, лежащего в основе такого важного понятия в нашей жизни как СОВЕСТЬ. Страх стыда перед людьми — есть, а страха потерять совесть — нет! Наверное, потому, что он достаточно редкий и встречается только у глубоко верующих людей, к сожалению… Но об этом позже.
Также страхи делятся на врожденные и приобретенные, некоторые из которых с возрастом у человека пропадают, но некоторые могут превращаться в фобии, которые мешают человеку жить нормальной и спокойной жизнью и приводят к истощению его «жизненных» сил. Считается, что страхи помогают человеку выживать, а фобии могут проявляться в панических атаках, которые сильно усложняют человеку жизнь. В этом заключается отличие страхов от фобий.
Отсюда можно сделать вывод, что страхи так или иначе связаны с животными и социальными инстинктами и являются их следствием.
Поскольку следующая тема очень важна для понимания материала следующих глав и тесно с ними связана, то попробуем разобраться в ней подробнее. И понять, как инстинкты влияют на поведение человека и, главное, связаны ли они с наиболее важными и распространенными грехами у человека, а также и с преступлениями.
Основные инстинкты у животных и человека
Основными инстинктами не только у животных, но и всех других живых существ, в зависимости от степени организации вида, являются инстинкты самосохранения, пищевой, размножения и защиты потомства — они помогают им избегать опасности, обороняться, защищать свою территорию, охотиться и находить пищу, а также находить себе самку для спаривания и заботиться о потомстве.
Есть у некоторых видов млекопитающих и групповые инстинкты, которые определяют их отношения между членами стаи или стада в совместной обороне от врагов, брачных играх или совместной заботе о потомстве. Также у некоторых видов существуют исследовательский, игровой и имитационный инстинкты, помогающие им осваивать новые территории, знакомиться с различными предметами и повторять действия других особей стаи, касается это защиты, нападения или добычи корма. Все эти темы хорошо изучены и опубликованы известным отечественным физиологом И.П. Павловым в его трудах по условным и безусловным рефлексам, в которых он для своих опытов использовал главным образом собак.
У человека, благодаря разуму и волевым качествам, биологические инстинкты проявляются не так ярко и открыто, как у животных, но все же имеют место быть:
—Продолжение рода — один из основных инстинктов, проявлением которого являются влюбленность, ревность, страсть и интимная близость. Другое дело, поддавшись этому инстинкту, многие молодые люди совершают роковую ошибку, выбирая не тех, но понимание этого приходит слишком поздно. Некоторые биологи относят к инстинктам даже такие понятия, как любовь и альтруизм, которые даже у людей встречаются достаточно редко, но у некоторых видов животных также можно наблюдать факты поддержки попавших в беду сородичей, как например, у буйволов или слонов, или однополые браки, как например, у волков и лебедей.
Этот инстинкт, а также и сопровождающая ее ревность, часто лежит в основе преступлений на почве ревности или на сексуальной почве (начиная от банального изнасилования до извращенных форм, сопряженных с убийством жертвы).
—Инстинкт самосохранения — благодаря этому инстинкту многие избегают опасности для здоровья и жизни, а также неоправданного риска. Часто люди, у которых развит этот инстинкт, обладают тревожно — мнительным характером, стараются все просчитать заранее, никогда не рискуют, не идут на авантюры и поэтому страдают реже, чем все остальные. Их мотив: «Как бы чего не вышло».
Часто этот инстинкт проявляется в преступлениях, связанных с угрозой или защитой от нападения — при превышении пределов необходимой самообороны. При недоразвитом инстинкте может иметь место преступная самонадеянность или преступная халатность, повлекшая за собой увечье или гибель людей. Сюда же можно отнести и суицид, т.е. желание собственной смерти. Интересно, но некоторые психологи считают, что инстинкт самосохранения у старых людей может трансформироваться в инстинкт смерти.
—Родительский инстинкт — является продолжением инстинкта продолжения рода, но с желанием завести семью, стать хорошей матерью или отцом, заботиться о семье и детях. Бывает развит не у всех. Именно женщины с неразвитым материнским инстинктом могут отказаться от своих детей, отдав их на попечение государства или в другие семьи.
Недоразвитый инстинкт может лежать также в основе преступлений, связанных с невыполнением родительских обязанностей (убийство новорожденного, оставление ребенка в опасности или причинение вреда здоровью или жизни ребенка).
—Инстинкт самоутверждения и признания — является в большей степени социальным инстинктом, хотя у стадных животных он тоже проявляется, например в битвах самцов за место вожака стаи или за право владеть гаремом самок.
В человеческих группах или коллективах, особенно в новых, новичок, следуя такому инстинкту, обычно проходит 3 последовательные стадии:
— стадия адаптации — в это время человек наблюдает и изучает, знакомится с коллективом и своими обязанностями и решает, стоит ли ему оставаться в коллективе или нет. Активность старается не проявлять. Длительность — от месяца до 6 месяцев, но у всех по-разному;
— стадия приспособления или стабилизации — человек перестает изучать и начинает действовать, завязывает знакомства, общается с членами коллектива и руководством, вливается в работу коллектива, знает свои обязанности; Длительность от 6 месяцев до года;
— стадия интеграции — человек начинает чувствовать себя в коллективе уверенно, не боится проявлять инициативу и работать самостоятельно, начинает чувствовать свое место в иерархии коллектива, начинает проявлять свои способности и амбиции, самоутверждается и ищет признания.
Обычно эти стадии проходит любой человек, будь то школа, рабочий коллектив, армия или колония.
Обычно трудности возникают при прохождении первых 2-х стадий.
Вот один из таких случаев: в феврале 19987 года в Советском Союзе произошел один из самых известных инцидентов в армии, причиной которого послужили неуставные отношения между солдатом-новобранцем и «старослужащими». 23 февраля 1987 года уроженец Литовской ССР Артурас Сакалаускас расстрелял начальника караула прапорщика Пилипенко, а также сержанта, пятерых рядовых и проводника почтово-багажного поезда №934.
А вот прямо противоположный пример: Людей очень часто сравнивают с волками с негативной позиции, но только посмотрите, как они себя ведут по отношению к старым и больным своим сородичам! Кроме того, волки никогда не питаются падалью, не поддаются дрессировке, не бросают в старости своих родителей, принося им корм, когда те уже не могут охотиться сами, а также по жизни являются однолюбами. Думаю, что некоторым людям не помешало бы кое в чем брать с них пример. А что думаете Вы по этому поводу?
— Инстинкт голода или пищевой инстинкт — толкает людей к чрезмерной бережливости, иногда вплоть до скупости или жадности. Часто это люди, выросшие в голодные для страны военные или послевоенные годы, или в неблагополучных семьях. Часто эти люди стремятся к накопительству денежных средств или других активов, т.к. испытывают страх перед голодной смертью. Иногда этот инстинкт толкает человека на преступления, связанные с корыстными целями или жаждой наживы.
Небольшая историческая справка о блокадном Ленинграде из статьи Н. К. Колесниченко «Ужасы блокадного Ленинграда» от 6.03.2024 г.
За время блокады Ленинграда 1941 -1943 гг., которая продлилась 872 дня, в городе от голода умерли более 671 тыс. человек, свыше 20 тыс. их них погибли во время бомбежек (3% от всех погибших). При эвакуации некоторые оставляли своих больных детей и родственников в блокадном городе. Некоторые, не прошедшие санитарный контроль при посадке в вагоны на Финляндском вокзале, просто бросали детей на произвол судьбы, а сами уезжали. Срабатывал рефлекс самосохранения. Из 886 подследственных, обвиняемых в людоедстве и торговле человеческим мясом, лишь 311 преступников приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Чуть более тысячи обезумевших несчастных или предельно циничных, бесчеловечных мерзавцев на более чем двухмиллионный Ленинград — это ли не доказательство духовной стойкости наших дедов и прадедов! По — моему тут добавить нечего…
— Исследовательский — побуждает к познанию всего нового, саморазвитию и творческой реализации. Встречается также и у животных, но у них это проявляется чаще всего любопытством по отношению к среде их обитания.
— Доминирования и власти — часто это люди, стремящиеся к власти с детства, т.к. подсознательно еще в детстве чувствуют себя сильнее своих сверстников, стараются доминировать над ними, а в зрелом возрасте благодаря своей харизме и организаторским способностям стараются стать лидерами в той среде, в которую попадают, будь то организация, учреждение, общественное движение, армия или даже колония. Часто во имя власти либо ради ее удержания идут на все, даже на преступление. Развитые типы могут организовывать и управлять менее сильным большинством с развитым стадным инстинктом. Именно этот инстинкт лежит в основе уже рассмотренного выше такого уродливого явления как «дедовщина» или тюремной иерархии со своими «понятиями».
Преступления, которые совершаются под влиянием этого инстинкта могут совершаться людьми с садистскими наклонностями, властолюбивыми и жестокими, у которых мучения слабой жертвы вызывают сильное сексуальное возбуждение и удовольствие. Раз испытав это чувство, они, как правило, уже не могут остановиться. Чаще всего это люди с сильной половой конституцией, которые могут совокупляться с жертвой в любой обстановке и в любое время. Морально-нравственный облик и умственный уровень таких людей, как правило, оставляет желать лучшего. Жертвами таких преступников чаще становятся дети и социально запущенные женщины. Примеры: тот же Ростовский маньяк А. Чикатило, С. Ткач из Павлограда или Ангарский маньяк М. Попков.
Резюме
Думаю, что Вы теперь разобрались, что многие инстинкты «роднят» человека с животными и, наверное, прав был Аристотель, когда называл людей «социальными» животными. Хотя и тут мы видим, что у некоторых людей инстинкты могут проявляться слишком ярко, а некоторые могут быть недоразвиты.
Известный австрийский психиатр З. Фрейд считал, что на каждого человека в его поведении в социуме влияют три важные составляющие:
— «ИД» или «Оно» — бессознательное, куда он относил животные инстинкты, которые помогают человеку в реализации его физиологических потребностей: еда, питье, секс, сон, жилье, одежда, физическая безопасность.
— «ЭГО» или «Я» — сознательное, куда он относил социальные инстинкты, которые человек может реализовать с помощью ума и волевых качеств: самоутверждение, уважение, признание, дружба, любовь с созданием семьи, статус, финансовая и эмоциональная стабильность.
— «СУПЕР-ЭГО»или «Сверх-Я» — духовное, куда он относил стремление к развитию своих возможностей и способностей, творческой самореализации, внутренней гармонии и свободе, а также обогащению внутреннего мира через искусство, религию и мораль.
Отсюда следует, что первые 2 составляющие — бессознательное и сознательное — встречаются и у животных и у людей, хотя у людей т.н. «социальные инстинкты» выражены более ярко, чем у животных. Духовная же составляющая есть только у человека, хотя и она бывает развита не у всех. У олигофренов, например, животные инстинкты обычно превалируют, а социальные инстинкты и духовность бывают недоразвиты.
На какой из этих 3-х составляющих, или уровней, будет существовать человек, конечно, будет зависеть от социально-экономического уровня развития страны, в которой он проживает, от морально-нравственных устоев ее общества, а также и от других индивидуальных для каждого человека факторов. Редко бывает так, чтобы человек, будучи не в состоянии удовлетворить свои основные физиологические потребности, думал бы о своем духовном развитии. Тем не менее духовные потребности всегда были и остаются одними из важных в жизни любого здорового человека. И уровень духовности может сильно влиять на сознательное в удовлетворении социальных потребностей точно также, как и уровень сознания влияет на бессознательное с его основными физиологическими потребностями.
Важно также и то, что все эти инстинкты проявляются не у всех одинаково.
Возьмем, к примеру, «стадный» инстинкт, который встречается и у людей и у животных. У большинства людей этот инстинкт развит умеренно, тогда как у слабых особей этот инстинкт бывает недоразвит, и они стараются избегать большого скопления людей и стараются работать или отдыхать в одиночестве. У других этот инстинкт развит чрезмерно и они ведут себя подобно той «рыбке-лидеру», о которой будет упомянуто в опыте академика Б. Болотова в начале следующей главы.
И, как правило, такие люди — чаще всего гиперстеники! А чем гиперстеники и астеники отличаются от нормального большинства людей — об этом речь пойдет в следующей главе.
Уважаемый читатель! Эта статья получилась, наверное, очень объемной и достаточно длинной! Это произошло потому, что в этой главе я уместил не одну, а сразу две статьи, т.к. они связаны друг с другом смысловым содержанием. Но обещаю, что следующие статьи будут намного короче! И еще раз напоминаю: если вам понравился материал этой статьи, пожалуйста, не забудьте подписаться!Или хотя бы поставить «нравиться», потому что тогда Вы будете получать сообщения о новых моих постах, а материал смогут прочесть и другие люди, а я буду мотивирован на продолжение публикаций следующих глав данной книги!